Добавить сайт в закладки

Виды тканевых переплетений. Часть 1

Люди научились создавать ткани тысячелетия назад. И если на заре текстильного производства этот процесс представлял собой колоссальный ручной труд, сегодня технологии значительно его облегчили.

Но, как и тысячи лет назад, современные мастера следуют строгим правилам изготовления полотен. Основополагающим правилом остается соблюдение технологии переплетения нитей: только так удается изготовить определенный вид ткани с его специфическими свойствами.

Базовая терминология

Любая ткань изготавливается из двух типов нитей.

Основа – это нить, направленная вдоль полотна. Именно к ней предъявляются высокие требования, поскольку максимальная нагрузка ложится на их плечи. Для производства опорной нити используется высококачественное сырье и лучшие волокна.

Уток – нить, которая протягивается перпендикулярно основе. Она не испытывает сильных нагрузок, поэтому в качестве уступает опорной.

Любая ткань создается из двух нитей - основы и утка

 

Но просто взять две нити – недостаточно; для получения рисунка или фактуры необходимо соблюдать очередность переплетения.

Основные виды переплетений нитей в ткани

Все типы ткацких переплетений делятся на простые, сложные, а также мелко- и крупноузорчатые. О первых поговорим подробнее. Традиционно к ним относятся:

  • полотняное переплетение;
  • саржевое переплетение;
  • атласное и сатиновое плетение.

Полотняная схема изготовления ткани считается исторически первой – вероятно, поэтому она и получила свое название. Суть проста: одна нить основы пересекает уточную нить через одно перекрытие. Получается симметричный и аккуратный шахматный рисунок.

Саржа похожа на полотняное плетение – отличие заключается лишь в двух моментах: каждый фрагмент рисунка содержит не две, а три нити; при переходе к очередному фрагменту осуществляется сдвиг на одну нить. Готовая ткань образует диагональный симметричный рубчик.

Виды переплетений нитей в ткани

 

Атласное или сатиновое переплетение позволяет получать шелковистые гладкие полотна. Такой эффект достигается за счет удлинения перекрытия – основы или утка. В первом случае получается атлас, во втором – сатин.

Стоит добавить, что состав нитей в выборе плетения их в ткани не имеет значения – одинаково успешно создаются натуральные и синтетические материалы с саржевой, полотняной или атласной фактурой.

В следующем материале мы расскажем о более сложных видах переплетений и подробнее рассмотрим, как формируются узоры на полотнах.